Сценарий видеоролика
ФК «Зенит» (Петр 1-й)
• Продукт → футбольный клуб «Зенит»
• Задача → сделать ролик для интернета
Идея
Сделать образ Петра Первого рекламным образом ФК «Зенит».
Обоснование идеи
Психология и вкусы целевой аудитории
Все что так, или иначе связано с футболом имеет одну общую особенность — и спортсмены выходящие на поле, и клубные фанаты исповедуют культ «мачо» (культ крутого мужчины-героя во всех жизненных отношениях). И это не удивительно — ведь футбол на 99,9% мужской вид спорта. Не смотря на разные религиозные, национальные, культурные и социальные особенности подобный стереотипный образ «сидит» во всех болельщиках мира, формируя тем самым целую универсальную систему взглядов и вкусов, в том числе и у болельщиков «Зенита». Учет подобного фактора является обязательным для создания эффективной рекламной коммуникации с ЦА.
Законы жанра в футбольной рекламе
Даже поверхностный анализ основных рекламных ходов в мировой футбольной рекламе дает четкий список тем и образов, находящих отклик в сердцах большинства болельщиков. Вот некоторые из этих ходов:
1. Звездность
Центром рекламного сообщения становится игрок-звезда мирового, или национального значения, например: Рональдиньо, Дэвид Бэкхем, Андрей Аршавин, Лионель Месси, и пр..
2. Мачизм
В футбольной рекламе часто превозносятся все наиболее уважаемые мужские черты: мужественность, сила, решительность, упорство, готовность к борьбе, образ победителя и пр..
3. Страсть
Огромный накал эмоций в диапазоне от счастья до полного разочарования становится частым участником в футбольной рекламе.
4. Патриотизм
Клубный или национальный патриотизм, оно же «боление» — одна из главнейших сил двигающих футбол во всем мире.
5. Юмор
Часто не очень утонченный, порой грубоватый на уровне пивного паба, юмор является обязательным атрибутом футбольного праздника.
Это не полный список, но он четко обозначает круг тем ориентированных на среднестатистического болельщика в футбольной рекламе.
Петр Первый, как символ «Зенита»
Эта идея лежит как бы на поверхности, но она имеет как минимум два четких логических обоснования:
1. Санкт-Петербург основал царь Петр Первый, он же и назван в его честь.
2. В отличие от Москвы, где в высшей футбольной лиге играет сразу несколько московских клубов, город на Ниве представлен только «Зенитом» (конкурентов на образ царя-реформатора у него просто нет, что чрезвычайно важно для «чистоты восприятия» этой идеи ЦА).
Таким образом, для ЦА выстраивается простая, логически обоснованная формула-цепочка ассоциаций:
ФК «Зенит» — Санкт-Петербург — царь Петр Первый.
Круг решаемых задач
Круг задач решаемых с помощь образа Петра Первого в продвижении бренда ФК «Зенит» велик, но главное для чего он нужен — так это стать дополнительным образом-идентификатором питерского клуба. Таким образом, к основным визуальным носителям фирменного стиля ФК «Зенит» добавится еще один:
• фирменный логотип
• сине-белая клубная цветовая гамма
• образ царя-основателя Санкт-Петербурга Петра Первого
При этом стоит отметить существенное отличие функций образа Петра от стандартных элементов визуальной идентификации клуба (лого и фирменные цвета).
Обладая 100% узнаваемостью образ реальной исторической личности, реального человека обладает по истине гигантским потенциалом в визуальной рекламе (на телевидении, в интернете, полиграфии). Ведь образ и характер Петра Первого, его достижения известны огромному количеству людей в мельчайших деталях, именно поэтому ЦА легко сможетискомые ей элементы:
1. Звездность
Петр сам по себе не только царь, но историческая «звезда» мирового масштаба. Что бесспорно.
2. Мачизм
О ярко выраженных мужских качествах, делах и поступках Петра знают все, в том числе и ЦА. Сильный характер, смелость, решительность, победы и слава — все это царь-реформатор.
3. Страсть
Необузданный во всех отношениях нрав Петра также общеизвестен — он и работал и отдыхал без меры, о чем также рассказывают огромное количество книг и фильмов.
4. Патриотизм
Пожалуй, это одно из 100% попаданий. Именно царь Петр ассоциируется у россиян с коренными реформами в стране, славной эпохой побед России во всех областях. Вот только один факт из множества — Россия разбила и на суше и на море Швецию (страну с самой сильной армией Европы того времени, заставив считаться с собой весь Старый свет).
5. Юмор
Общеизвестна любовь Петра к шуткам, апогеем чего были всевозможные маскарады ряженных…
Вывод — образ Петра имеет чрезвычайно большой рекламный потенциал для ФК «Зенит», он почти гарантировано сможет найти отклик в сердцах болельщиков, играя на различных струнах патриотизма, «мачизма», «имперскости», юмора и пр..
Степень допустимого
Являясь своего рода одним из исторических героев России (пусть и небесспорным), Петр Первый безусловно имеет отчасти имидж «неприкосновенной» исторической фигуры, использование которой не всегда корректно, а иногда и вообще невозможно по этическим мотивам… На этот случай можно ограничить рамками дозволенного все сюжеты и аспекты появления образа царя в рекламе «Зенита». Всевозможные скабрезности, двусмысленности будут под полнейшим запретом, оставляя для простора фантазии рекламистов темы патриотизма, геройства, страсти к новым победам («покорениям америк, Европ и Азий»), и конечно юмора.
Сюжеты и темы
Количество тем и сюжетов весьма разнообразно. Покажем на конкретном примере вариант использования этого яркого образа.
Видеоролик для ТВ (набросок)
• Битком забитый домашний стадион ФК «ЗЕНИТ» «Петровский» (опять попадание) в Санкт-Петербурге.
• Идет игра на выбывание.
• До конца игры 5 минут, а на табло 0:0.
• Крупные, средние, общие планы игроков, болельщиков, стадиона…
• Напряжение растет…
• На поле борьба.
• Звучит свисток главного арбитра — он дает произвести «Зениту» последнюю замену игрока...
• С поля уходит Киржаков, меняясь рукопожатием с неизвестным…
• Заменяющий стоит спиной к камере, мало того — его показывают зрителю фрагментарно (кудрявые темные волосы, худые длинные ноги, бутсы игрока нервно выбивающие гравий из шипов о землю)…
• Удивленные крупные планы зрителей — многие открывают рот…
• Снова свисток, началась игра…
• Следует навес мяча в штрафную, высоченный прыжок длинной фигуры… Защитники тоже прыгают, но они далеко внизу…
• От головы кудрявого брюнета мяч залетает в «девятку» ворот!
• Стадион восторженно взрывается…
• На общем плане мы видим как высоченный нападающий победно перепрыгивает рекламный щит «Газпрома» около поля.
• Крупный план игрока со спины — на синей футболке огромная белая единица (1), а вверху простая надпись «ПЕТР».
• Празднующие гол игроки «Зенита», расступаются и зритель видит молодого царя Петра Первого. Его «кошачьи» усы только пробиваются, на вид ему всего лет 25, не больше…
• Петр улыбается глядя в экран… На этом плане слышен голос диктора стадиона:
— Гол забил Петр Первый, который был москвичом, но основал лучший город на Земле с лучшей футбольной командой РОССИИ…
(следует небольшая пауза)
— Спасибо, москвичи!
• Пэкшот, логотип ФК «Зенит».
Возможные сюжеты
Петр в (зрелом возрасте) болеет в спортивном баре за «Зенит» по телевизору. На его шее синий шарфик.
Петр громит в Еврокубках «футбольную Европу» (особенно смешно если это шведы, или турки).